Первый раз - в первый класс

Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Л. А. Венгер. А.Л. Венгер

Приближается время, когда будущие первоклассники переступят порог школы. Родители беспокоятся, как будет там ребенку, на что обратить внимание при подготовке к школе. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, у которых отсутствует желание и привычка думать, которые не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение. Нужно учитывать и состояние здоровья ребенка. Увлекшись развитием умственных способностей ребенка, родители часто забывают о самом ребенке, о его внутренних переживаниях, ожиданиях, об индивидуальных особенностях (темпе деятельности), о его внутренних мотивах (Зачем ребенок идет в школу?) От ответов на эти вопросы во многом зависит успешность его обучения. Задайте этот вопрос ребенку, и вы услышите очень разное: «Хочу, потому что... купили портфель, друг идет, мама сказала, спать днем не надо, десятки получать, интересно, хочу всему научиться, не хочу ходить в детский сад и т. д.». Или не хочу идти в школу, потому что… надо делать уроки, нельзя много играть в игрушки, а бабушка сказала «закончились мои золотые денечки», и т.п.». Что говорят нам детские ответы? Что мы знаем про ребенка, который впервые переступает порог школьного здания? Нужно познакомиться и со взрослыми, и с детьми, установить с ними отношения, понять и запомнить новые правила поведения, и наконец, его результаты будут оцениваться учителем. Но все это понимаем мы, взрослые, уже пережившие и усвоившие школьный опыт. Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к школе, чтобы ему хотелось чувствовать себя учеником, чтобы его волновали новые права и обязанности. Необходимо сформировать у ребенка уверенность в своих силах, инициативность, чувство собственной компетентности, успешности. Как это сделать?

Школа и школьные правила

Очень важно чтобы ребенок получил и осмыслил информацию об устройстве школьной жизни. Здесь нужно предоставить ребенку конкретную информацию: «В школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся, во время перемены играют, разговаривают, готовятся к уроку. На уроке отвечают на вопросы учителя. Если ученик хочет что-то спросить у соседа, то он должен говорить тихо. На вопрос учителя нужно отвечать громко. В школе звенит звонок. По нему учитель и ученики знают о начале и завершении урока. Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а еще там может лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи». Необходимо дать детям информацию и о школьных предметах (для чего нужна обложка для тетрадей, что лежит в пенале, почему тетради кладут в папку и т.п.) Покажите своему ребенку свои школьные фотографии, расскажите о тех уроках, которые вы любили, какие у вас были школьные принадлежности, сходите на экскурсию в школу, в спортивный зал, в столовую. Почитайте стихи о школе, предложите нарисовать школу.

Дошкольник и школьник

Как правило, родители склонны к резкому противопоставлению социальных позиций школьника и дошкольника. Подразумевается, что переход в школу означает полный отказ от дошкольных форм поведения. «Ты же теперь первоклассник!» — слышит ребенок. В один прекрасный день (а именно первого сентября) ребенок волшебным образом начнет вести себя как школьник, причем не только на уроке, но и за его пределами. Более того, дошкольные формы поведения и интересы получают отрицательную оценку: «Ты же такой большой, что ты все время играешь?» Школьник представляется им неким идеальным ребенком, всегда уравновешенным, послушным, интересующимся только уроками. Но способен ли ребенок стать именно таким школьником, да и возможно ли это? К поведению ребенка предъявляются явно завышенные и нереальные требования, соответствовать которым ребенок не в состоянии, и это провоцирует усиление тревожности и снижение самооценки. Очень важно сделать требования и ожидания взрослых более реальными. Ребенок может получить следующее представление о школьнике: это ребенок, который ходит в школу, учится, выполняет домашние задания. На уроках он слушает учителя и старается выполнить его задания. А вот на перемене и дома он может бегать, прыгать, играть. Таким образом, ребенок обязан быть школьником на уроке, но в остальное время он имеет право на дошкольные (или внешкольные) формы поведения. Обсудите с ребенком, чем школьник и дошкольник отличаются друг от друга, расскажите о своих школьных друзьях, о своих любимых играх детства, о своих обязанностях в школе.

Выработка ситуативно-адекватных реакций.

Для этого взрослый рассказывает и разыгрывает с помощью игрушек (использовать можно любые игрушки, например от киндер-сюрпризов) историю, в которой демонстрируется некоторая проблемная ситуация и различные (в том числе и неконструктивные) способы ее разрешения. Пусть ребенок будет одним из персонажей, пусть попробует себя во множестве ролей зверушек как положительных, так и отрицательных. Затем содержание истории обязательно обсуждается. Какие же темы затронуть при игре с ребенком? Собеседование при приеме в школу. Разыгрываются следующие возможные эпизоды: если ты не расслышал, что тебе говорят, скажи: «Я не расслышал. Повторите, пожалуйста»; если ты не понял, что от тебя требуется, скажи: «Я не понимаю»; если ты не знаешь, как выполнить задание, и хочешь подумать, скажи: «Сейчас я подумаю и отвечу». Кроме того, проигрываются речевые формулы вежливости в ситуации собеседования (приветствие, прощание и т.д.). Здесь не развитие общей осведомленности, а развитие беглости при ответе на типичные вопросы по самым разным темам. Как познакомиться с одноклассниками и учителем. Обратите внимание, как и с кем, общается ребенок, предпочитает ли он играть один или стремится к общению с другими детьми. В зависимости от игровых привычек ребенка стимулируйте его общительность, научите решать конфликтные ситуации. Ситуации, которые могут возникнуть в школе, например, как себя вести, если у тебя сломался карандаш… ты забыл тетрадь…тебе захотелось в туалет и т.п. Элементарные поведенческие навыки Здесь основной упор делается на выполнения школьных правил (поднимать руку на уроках, внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, складывать портфель и т.п.). Здесь можно поиграть в школу с выполнением каких-то заданий (их можно взять из журналов и книг по подготовке к школе). Еще Л.С. Выготский говорил о роли внешних опор для развития произвольности поведения. Поэтому следует приготовить внешние опоры: обыкновенные пробки от пластиковых бутылок – красная, зеленая, желтая. «У тебя есть круги разных цветов. Представь себе, что ты шофер и должен смотреть на цвета светофора. Когда горит красный свет, ты должен выполнять задание. А когда твое задание завершено, и ты готов ехать дальше, ты зажигаешь зеленый свет. Если ты испытываешь затруднения, просто подними желтый круг». Это еще не школьное правило поднятия руки, это пока только действие с материальным предметом, но это уже общение, опосредствованное внешним правилом. Внешние опоры помогут научить вашего ребенка складывать портфель. Нарисуйте вместе с ним небольшие рисуночки - опоры, что нужно взять по каждому предмету. Это могут быть просто схемы, по которым ребенок будет складывать школьные принадлежности в портфель. Так собирать портфель гораздо интересней и ничего не забудешь. Совместные занятия с ребенком должны проходить легко, весело и непринужденно. Предлагайте задания в игровой форме, и самые трудные и малопривлекательные из них станут интересными и желанным для ребенка. Помните о нагрузке. Продолжительные занятия повышенной трудности порождают негативизм к школе, учение воспринимается как скучное, трудное и тягостное занятие. Очень важно раскрыть перспективу школьной жизни. Одни взрослые внушают детям, что будущая учеба – сплошной праздник, другие наоборот, запугивают предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя, кто-то своим безразличием вносит смятение в душу ребенка. Позиция взрослого в вопросе школы должна быть спокойной, разумной и ободряющей. Постепенно внушайте ребенку, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого он будет узнавать что-то новое и интересное 

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть