Приближается время, когда будущие первоклассники переступят порог школы. Родители беспокоятся, как будет там ребенку, на что обратить внимание при подготовке к школе. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, у которых отсутствует желание и привычка думать, которые не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение. Нужно учитывать и состояние здоровья ребенка. Увлекшись развитием умственных способностей ребенка, родители часто забывают о самом ребенке, о его внутренних переживаниях, ожиданиях, об индивидуальных особенностях (темпе деятельности), о его внутренних мотивах (Зачем ребенок идет в школу?) От ответов на эти вопросы во многом зависит успешность его обучения. Задайте этот вопрос ребенку, и вы услышите очень разное: «Хочу, потому что... купили портфель, друг идет, мама сказала, спать днем не надо, десятки получать, интересно, хочу всему научиться, не хочу ходить в детский сад и т. д.». Или не хочу идти в школу, потому что… надо делать уроки, нельзя много играть в игрушки, а бабушка сказала «закончились мои золотые денечки», и т.п.». Что говорят нам детские ответы? Что мы знаем про ребенка, который впервые переступает порог школьного здания? Нужно познакомиться и со взрослыми, и с детьми, установить с ними отношения, понять и запомнить новые правила поведения, и наконец, его результаты будут оцениваться учителем. Но все это понимаем мы, взрослые, уже пережившие и усвоившие школьный опыт. Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к школе, чтобы ему хотелось чувствовать себя учеником, чтобы его волновали новые права и обязанности. Необходимо сформировать у ребенка уверенность в своих силах, инициативность, чувство собственной компетентности, успешности. Как это сделать?
Школа и школьные правила
Очень важно чтобы ребенок получил и осмыслил информацию об устройстве школьной жизни. Здесь нужно предоставить ребенку конкретную информацию: «В школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся, во время перемены играют, разговаривают, готовятся к уроку. На уроке отвечают на вопросы учителя. Если ученик хочет что-то спросить у соседа, то он должен говорить тихо. На вопрос учителя нужно отвечать громко. В школе звенит звонок. По нему учитель и ученики знают о начале и завершении урока. Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а еще там может лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи». Необходимо дать детям информацию и о школьных предметах (для чего нужна обложка для тетрадей, что лежит в пенале, почему тетради кладут в папку и т.п.) Покажите своему ребенку свои школьные фотографии, расскажите о тех уроках, которые вы любили, какие у вас были школьные принадлежности, сходите на экскурсию в школу, в спортивный зал, в столовую. Почитайте стихи о школе, предложите нарисовать школу.
Дошкольник и школьник
Как правило, родители склонны к резкому противопоставлению социальных позиций школьника и дошкольника. Подразумевается, что переход в школу означает полный отказ от дошкольных форм поведения. «Ты же теперь первоклассник!» — слышит ребенок. В один прекрасный день (а именно первого сентября) ребенок волшебным образом начнет вести себя как школьник, причем не только на уроке, но и за его пределами. Более того, дошкольные формы поведения и интересы получают отрицательную оценку: «Ты же такой большой, что ты все время играешь?» Школьник представляется им неким идеальным ребенком, всегда уравновешенным, послушным, интересующимся только уроками. Но способен ли ребенок стать именно таким школьником, да и возможно ли это? К поведению ребенка предъявляются явно завышенные и нереальные требования, соответствовать которым ребенок не в состоянии, и это провоцирует усиление тревожности и снижение самооценки. Очень важно сделать требования и ожидания взрослых более реальными. Ребенок может получить следующее представление о школьнике: это ребенок, который ходит в школу, учится, выполняет домашние задания. На уроках он слушает учителя и старается выполнить его задания. А вот на перемене и дома он может бегать, прыгать, играть. Таким образом, ребенок обязан быть школьником на уроке, но в остальное время он имеет право на дошкольные (или внешкольные) формы поведения. Обсудите с ребенком, чем школьник и дошкольник отличаются друг от друга, расскажите о своих школьных друзьях, о своих любимых играх детства, о своих обязанностях в школе.
Выработка ситуативно-адекватных реакций.
Для этого взрослый рассказывает и разыгрывает с помощью игрушек (использовать можно любые игрушки, например от киндер-сюрпризов) историю, в которой демонстрируется некоторая проблемная ситуация и различные (в том числе и неконструктивные) способы ее разрешения. Пусть ребенок будет одним из персонажей, пусть попробует себя во множестве ролей зверушек как положительных, так и отрицательных. Затем содержание истории обязательно обсуждается. Какие же темы затронуть при игре с ребенком? Собеседование при приеме в школу. Разыгрываются следующие возможные эпизоды: если ты не расслышал, что тебе говорят, скажи: «Я не расслышал. Повторите, пожалуйста»; если ты не понял, что от тебя требуется, скажи: «Я не понимаю»; если ты не знаешь, как выполнить задание, и хочешь подумать, скажи: «Сейчас я подумаю и отвечу». Кроме того, проигрываются речевые формулы вежливости в ситуации собеседования (приветствие, прощание и т.д.). Здесь не развитие общей осведомленности, а развитие беглости при ответе на типичные вопросы по самым разным темам. Как познакомиться с одноклассниками и учителем. Обратите внимание, как и с кем, общается ребенок, предпочитает ли он играть один или стремится к общению с другими детьми. В зависимости от игровых привычек ребенка стимулируйте его общительность, научите решать конфликтные ситуации. Ситуации, которые могут возникнуть в школе, например, как себя вести, если у тебя сломался карандаш… ты забыл тетрадь…тебе захотелось в туалет и т.п. Элементарные поведенческие навыки Здесь основной упор делается на выполнения школьных правил (поднимать руку на уроках, внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, складывать портфель и т.п.). Здесь можно поиграть в школу с выполнением каких-то заданий (их можно взять из журналов и книг по подготовке к школе). Еще Л.С. Выготский говорил о роли внешних опор для развития произвольности поведения. Поэтому следует приготовить внешние опоры: обыкновенные пробки от пластиковых бутылок – красная, зеленая, желтая. «У тебя есть круги разных цветов. Представь себе, что ты шофер и должен смотреть на цвета светофора. Когда горит красный свет, ты должен выполнять задание. А когда твое задание завершено, и ты готов ехать дальше, ты зажигаешь зеленый свет. Если ты испытываешь затруднения, просто подними желтый круг». Это еще не школьное правило поднятия руки, это пока только действие с материальным предметом, но это уже общение, опосредствованное внешним правилом. Внешние опоры помогут научить вашего ребенка складывать портфель. Нарисуйте вместе с ним небольшие рисуночки - опоры, что нужно взять по каждому предмету. Это могут быть просто схемы, по которым ребенок будет складывать школьные принадлежности в портфель. Так собирать портфель гораздо интересней и ничего не забудешь. Совместные занятия с ребенком должны проходить легко, весело и непринужденно. Предлагайте задания в игровой форме, и самые трудные и малопривлекательные из них станут интересными и желанным для ребенка. Помните о нагрузке. Продолжительные занятия повышенной трудности порождают негативизм к школе, учение воспринимается как скучное, трудное и тягостное занятие. Очень важно раскрыть перспективу школьной жизни. Одни взрослые внушают детям, что будущая учеба – сплошной праздник, другие наоборот, запугивают предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя, кто-то своим безразличием вносит смятение в душу ребенка. Позиция взрослого в вопросе школы должна быть спокойной, разумной и ободряющей. Постепенно внушайте ребенку, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого он будет узнавать что-то новое и интересное