Вступительные экзамены…в школу?
Раньше мамы и папы так беспокоились только за поступление ребенка в вуз, сейчас же в хорошую школу поступить зачастую посложнее, чем в институт. Ведь в вуз можно вполне легально поступить на платное отделение, формально сдав экзамены на троечки. В хороших же школах проводят какое-то вступительное тестирование, от которого в первую очередь зависит, возьмут ли малыша в первый класс. «Какое-то» потому, что знают родители о нем обычно мало, знают, что формально оно даже запрещено, но при этом нередко очень его боятся. Потому услуга по «подготовке к школе» у нас очень востребована.
К сожалению, некоторыми школами эта самая «готовность к школе» понимается, как умение ребенка читать, писать, решать какие-то задачки, в общем, выполнять определенные учебные действия. И это, конечно, неправильно, ведь школа и призвана всему этому научить. И именно такие входные тестирования у нас официально запрещены. Однако, «благодаря» именно таких процедурам порядком исказилось само понимание готовности ребенка к школе, а значит подход к способам ее развития. На занятиях по подготовке к школе зачастую ребенка «натаскивают», чтобы он сдал необходимые тесты и поступил в первый класс нужной школы. Как ни парадоксально, бывает, что эти занятия способствуют снижению, а не росту уровня готовности к школьному обучению.
Итак, искажение понятия привело к тому, что готовность к школе рассматривается с точки зрения «возьмут-не возьмут», тогда как истинный смысл этого понятия и его диагностики в том, чтобы родители смогли ответить себе на вопрос «отдам-не отдам». Чувствуете разницу?
Иначе говоря, прежде всего, родители должны ответить сами себе на вопрос, готов ли уже их ребенок к школьному обучению или лучше подождать еще годик. А также на вопрос о том, какая система обучения больше подойдет для его индивидуальности. В практике школьных психологов часто встречаются случаи, когда родители всеми путями пытаются отправить ребенка в определенную школу, не слушая, что система обучения не подходит их ребенку. Представление о престижности школы оказывается важнее…
Что из себя представляет готовность к школьному обучению.
Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое. Говоря научным языком, она заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики. Можно провести аналогию с моментом, когда ребенок начинает ходить. Чтобы он был готов сделать первый шаг, необходимый достаточный уровень развития мышц ног, спины, уровня координации движений. Родители, конечно, могут влиять на эти функции с помощью каких-то специальных упражнений, но очень слабо, все же человеческое развитие идет по своим законам. Это же касается и готовности к школьному обучению, с той лишь разницей, что это более сложное образование, состоящие из нескольких компонентов.
Если мышцы ребенка уже готовы к ходьбе, ходить он научится довольно быстро и, надо заметить, учиться этому будет с удовольствием. Если же мышцы еще не готовы, а ребенка всячески пытаются научить ходить, привести это может к довольно печальным последствиям. Так же с обучением в школе. Если ребенок уже дозрел до учебы - она будет даваться ему легко, учиться ему будет по-настоящему интересно. По сути, готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность. Школьные психологи знают, что если ребенка приняли в школу, несмотря на его неготовность, например, по настоянию родителей, то у него с большой вероятностью к концу первого полугодия будет признана так называемая «школьная дезадаптация».
Так что диагностика готовности ребенка к школе, безусловно, важна. Но не для того, чтобы поступить в нужную школу, а для того, чтобы понять, нужно ли это вашему ребенку.
Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе. На самом деле, при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («он у нас уже читает, пишет и до ста считает, а вы говорите еще год подождать!», говорят они психологу). Но уровень интеллектуального развития хоть и является одной из компонент готовности к школе, но не единственной и далеко не самой важной.
Обычно готовность к школе формируется примерно к семилетнему возрасту. Однако нормой развития этой характеристики является возраст от 6 до 8 лет. При этом если дети 6,5 лет еще довольно часто оказываются готовыми к школьному обучению, то шестилетки – в редких случаях. В столь раннем возрасте за полгода ребенок способен сделать очень большой скачок в развитии.
Саморегуляция – основа готовности к школе.
Итак, разберемся из каких же компонент складывается общая готовность ребенка к школе. Как родители могут определить и как повлиять на развитие каждой из них.
Первый и один из самых важных элементов – саморегуляция. Примерно к 7 годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он научается осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет не говорить, черное-белое не носить». Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему очень хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно нет, либо с большим трудом. И он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило это занятие, то есть делает он это непроизвольно.
Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей, заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да элементарно нужно просидеть 30 минут на уроке!
Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.
Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?
Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучшим мотивом для успешности обучения является интерес к учебе, к получению новых знаний. Однако, этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не так часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. Идет ли речь о конкретной школе или, вообще, о необходимости учиться, о расставании с детсадовскими друзьями или о страхе перед новым. В зависимости от причины и нужно действовать. Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
Социальная готовность к школе.
Еще один компонент. Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми. Со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у малышей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой.
Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.
На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние, вообще, присутствие, большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие трудности.
Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т.д., чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.
Интеллектуальная готовность к школе.
Для того, чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик.
Но, как уже упоминалось, это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе, вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.
Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через игру. Игры должны быть интересны ребенку. Нужно помнить, что именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а значит, именно с помощью игры происходит развитие. Не будем здесь останавливаться на перечислении конкретных развивающих игр, их описано довольно много в специальной литературе для родителей.
Успешный школьник – здоровый школьник.
Не забудьте при подготовке к школе уделить внимание здоровью ребенка. На самом деле, с поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен много гулять, ходить, по возможности, в бассейн, заниматься спортом, больше времени проводить на природе.
Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где уделяется особое внимание оздоровлению детей.
В любом случае, хотелось бы, чтобы родители больше прислушивались к рекомендациям психологов, проводящих тестирование при приеме в школу. Если есть основания не доверять школьному психологу, можете отвести ребенка для диагностики к независимому психологу в детский психологический центр. Лучше всего сделать это весной, чтобы с учетом рекомендаций максимально подготовить ребенка к школе за лето. Специалист не только оценит уровень развития различных компонент готовности к школьному обучению, но и подскажет, какая система обучения больше подходит именно вашему ребенку.