Гиперактивный ребенок

В последнее время много пишется и говорится о детской гиперактивности, о гиперактивных детях. Если раньше таких малышей называли просто «егоза», «веретено» и другими житейскими словечками, то сейчас все чаще из уст родителей можно услышать научный термин «гиперактивность». Однако, не у всех есть понимание, что же все-таки стоит за этим словом.

Во-первых, надо сказать, что говорят в научном смысле слова о гиперактивности, обычно имеют в виду так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Как только мы говорим о синдроме, а это уже не просто психологический, а медицинско-психологический термин, мы понимаем, что поведение ребенка обусловлено какими-то независящими от него и от нас причинами. А значит это, как минимум, не просто невоспитанность малыша, на которую иногда принято списывать гиперактивное поведение.

Проявления гиперактивности бывают видны уже в раннем детстве и хорошее различимы в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку начинают явно мешать эффективным учебным занятиям.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – какой он?

Разберемся с признаками синдрома, кроме самой гиперактивности это еще ряд особенностей поведения.

Итак, какой он?

Невнимательный

- С трудом удерживает внимание во время выполнения заданий и игр

- Часто допускает ошибки из-за небрежности

- Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь

- Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца

- Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания

- Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.

- Часто теряет свои вещи

- Легко отвлекается на посторонние стимулы

- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

Гиперактивный

- Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.

- Часто встает с места при выполнении каких-то заданий или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

- Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.

- Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.

- Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».

- Часто бывает болтливым

Импульсивный

- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.

- Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях

- Постоянно выкрикивает с места на занятиях в детсаду, не дождавшись, пока к нему обратятся.

- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Если:

- вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности

- они устойчивы во времени -сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев

- устойчивы в ситуации- проявляются и дома, и в детском саду, и в гостях и тд.

Значит с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

В чем причина детской гиперактивности?

Хотя вы и можете предположить наличие описанного синдрома сами по нашему тесту, все же синдром дефицита внимания как диагноз может поставить только врач.

По сути, данный синдром представляет собой проявление так называемых минимальных мозговых дисфункций. Это очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы.

О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется.

На созревании мозга ребенка могут сказаться и многие другие факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка (например, из-за обвития пуповины во время родов), травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т.п.) и другие.

Итак, особенности поведения гиперактивного ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью воли корректировать собственное поведение. Или же это удается ему (под давлением родителей, педагогов) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья…

Гиперактивный ребенок и интеллектуальные задания.

Естественно, сама гиперактивность никак не связана с уровнем развития интеллекта. Малыш может быть очень высоко интеллектуально развит и даже одарен, но часто у таких детей возникают проблемы с учебными заданиями из-за некоторых особенностей их деятельности.

Так, особенностью умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность: ребенок может продуктивно соображать 5- 10 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, как будто «выключается», никак не реагируя на призывы взрослого продолжать выполнять задание. Перегружать гиперактивного ребенка длительными интеллектуальными заданиями, требующими высокой концентрации, нельзя. Умственную деятельность малыща должна постоянно чередоваться с физической.

Еще один интересный момент. Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходимо движение, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках) для того, чтобы лучше воспринимать информацию. Например, вы начинаете с ребенком разучивать стихотворение, а он начинает ползать и бегать по комнате. Вам покажется, что он ничего не запоминает, отвлекается. А он, между тем, может через некоторое время выдать заученный текст. Если же вы заставите его сесть и учить – это может занять гораздо больше времени.

Гиперактивный ребенок плохо воспринимает длинные инструкции. Если вы хотите, чтобы ребенок что-то сделал, лучше давайте ему инструкцию пошагово, особенно если это действие еще не заучено им. Например, не «оденься», а постепенно «сними майку», «одень футболку», «одень колготки» и т.д.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Несмотря на особый подход, у гиперактивного ребенка могут проявляться трудности при выполнении некоторых заданий и повседневных действий. Потому желательно мягко корректировать выявленный синдром.

Как уже говорилось, бесполезно «тренировать» внимательность и усидчивость малыша, это может вызвать только еще большее утомление.

Во-первых, при сильной выраженности синдрома, вы можете обратиться к детскому невропатологу, который может выписать препараты, нормализующие работу мозга, успокаивающие или наоборот повышающие общий тонус организма.

Но в то же время разработаны специальные нейропсихологические упражнения для гиперактивных детей. Программу нейропсихологической коррекции может составить психолог или психофизиолог, заниматься же по ней с ребенком могут и родители. Некоторые из таких упражнений вы сможете найти в конце этой статьи.

И, наконец, многое зависит от того, насколько окружающие взрослые осознают особенности ребенка и соблюдают рекомендации по развитию ребенка. При правильном подходе синдром дефицита внимания с гиперактивностью постепенно выравнивается к концу начальной школы.

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

Зафиксируем еще раз общие рекомендации.

Итак, если ваш ребенок гиперактивный:

— проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании: избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

— если ребенок вас не слышит, повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз, стараясь не раздражаться;

— всегда выслушивайте то, что хочет сказать ребенок, уделяйте ребенку достаточно внимания;

— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий;

— оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

— избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, когда это возможно;

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание, внимательность, можно использовать «дневник самоконтроля»;

— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний; задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

— вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.

— поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение)

— давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия, особенно полезно плавание.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть